ѻ -    www.go2mars.ru
Специальный проект журнала "Популярная механика"
 
 FAQFAQ             
            

Как избавляться от мусора в полете?

 
           www.go2mars.ru -> Быт
::  
Сергей Апресов
Администрация форума


: 21.09.2007
: 92
: Редакция журнала "Популярная механика"

: 23, 2007 9:37 pm     : Как избавляться от мусора в полете?

Как ни странно, на такой простой вопрос до сих пор нет внятного ответа. Загрязнение космического пространства запрещено международной конвенцией, выбросить мусор за борт сложно и в техническом плане - рядом ведь полетит! А возить бытовые отходы с собой - тоже как-то не комильфо. На сегодняшний день вопрос остается открытым

Как избавляться от мусора в полете?
1. Отстреливать за борт
2. Сжигать в специальном аппарате
3. Возить с собой
4. Любой мусор можно переработать, вопрос только как

О том, как живется космонавту в полете, читайте здесь:
Межпланетная репетиция


: Сергей Апресов ( 07, 2007 11:23 pm), 1
free_s



: 03.10.2007
: 14

: 03, 2007 8:37 pm     :

А какой мусор предположительно будет производится в полете ? К примеру что ?
Сергей Апресов
Администрация форума


: 21.09.2007
: 92
: Редакция журнала "Популярная механика"

: 03, 2007 8:54 pm     :

Белье, носки, полотенца (все это одноразовое), упаковки от еды, отходы жизнедеятельности... Там вообще много всего одноразового. В принципе, если мы утащим все это с Земли, можно таскать с собой до конца полета. А можно постепенно облегчать корабль, экономя горючее.

Проблема эта не надуманная, о ней нам рассказали в ИМБП. На мой взгляд, таскать все с собой - тоже неплохой вариант. Только вот, судя по предварительным результатам голосования, так думают немногие.
free_s



: 03.10.2007
: 14

: 04, 2007 3:35 am     :

Сергей Апресов ():
Белье, носки, полотенца (все это одноразовое), упаковки от еды, отходы жизнедеятельности... Там вообще много всего одноразового. В принципе, если мы утащим все это с Земли, можно таскать с собой до конца полета. А можно постепенно облегчать корабль, экономя горючее.
Проблема эта не надуманная, о ней нам рассказали в ИМБП. На мой взгляд, таскать все с собой - тоже неплохой вариант. Только вот, судя по предварительным результатам голосования, так думают немногие.


Мне сразу пришла мысль - минимизировать все то, что может оказаться мусором. Или есть причина, по которой нужно использовать много одноразовых вещей ?
Белье, полотенца, носки - есть ли возможность все это стирать ? Целесообразна ли аппаратура, которая это будет делать, или действительно лучше будет просто выкидывать ?
Отходы жизнедеятельности.. Это, мне кажеться, довольно разработанная тема. Уже не одно поколение космонавтов на орбите отработали.
А вообще, имхо конечно тут нужен просто хороший расчет - что лучше - двадцать пар одноразовых носков, белья, полотенец(*~5 учасников полета) или по три многоразовые пары каждому +машина которая будет их чистить+ регенерация воды и энергия на вю эту бодягу. И еще учитывая стоимость ее доставки и возможность выхода из строя.
Или как вариант - одноразовое белье, возить с собой, потом притащить это на землю и продавать с аукционов..(мля, ну ведь покупают белье бритни спирс ?!?! чем марсианское хуже)

Отстрел контейнеров с прессованным мусором.. Не вижу ничего зазорного в этом. Запреты МП тут просто смехотворны.
Bratan



: 02.10.2007
: 4

: 07, 2007 2:28 am     :

Предлагаю мусор упаковывать в контейнер и выстреливать его в сторону, противоположную направлению полета. Так он не будет болтаться за иллюминатором + получим дополнительную реактивную тягу. Rolling Eyes Насчет загрязненности космоса - пространство Солнечной системы настолько огромно, что замусорить его какими-то бытовыми отходами просто нереально. Rolling Eyes
DIKKI



: 26.09.2007
: 154

: 07, 2007 2:36 am     :

А какой состав отходов?
Продукты жизнедеятельности видимо будут перерабатываться и повторно употребляться Rolling Eyes

Какие ещё? Компьютерные игры в которые уже наигрались и фильмы "на DVD" которые уже насмотрелись? Rolling Eyes

Одежду - надо из целлюлозы - которую переработают бактерии в "биотуалете", и обратно в полив например оранжереи.
Пэрдон за оффтоп:
читал что в стадии разработки, вернее уже вроде готов оптический диск на который можно записать террабайт информации. Так называетый голографический диск.
Там все очень похоже на привычный DVD диск только для записи используется не 1, а 2 лазера лучи которых сходятся на произвольной глубине диска.
Дмитрий Мамонтов
Администрация форума


: 21.09.2007
: 125
: Редакция журнала "Популярная механика"

: 07, 2007 2:47 am     :

DIKKI ():
Пэрдон за оффтоп:
читал что в стадии разработки, вернее уже вроде готов оптический диск на который можно записать террабайт информации. Так называетый голографический диск.


Этой новости сто лет в обед...
Подробно технология описана вот здесь.
DIKKI



: 26.09.2007
: 154

: 07, 2007 3:00 am     :

А я чего, я ничего, я и говорю что оффтоп...
Я это просто к тому что лет через несколько можно уже и не выбрасывать в космос попользованные диски - потому что на 1-м будет вообще все что надо. Rolling Eyes
Вернее все что может быть...
SONY



: 27.09.2007
: 216
: Одесса-Москва

: 07, 2007 4:19 am     :

Если уж на то пошло, то смотреть информацию по голографическим дискам стоит на официальном сайте: http://hvd-forum.org
Ну или в Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/HVD

Ну а то, что диски ни кто выбрасывать в полёте не будет - это очевидно. Какой идиот будет писать информацию для полёта на внешние диски, а не встроеный массив винчестеров?..
    e-mail
Ирбис



: 05.10.2007
: 2

: 08, 2007 4:22 pm     :

free_s ():
Мне сразу пришла мысль - минимизировать все то, что может оказаться мусором. Или есть причина, по которой нужно использовать много одноразовых вещей ?

Есть! Более того, их несколько:
1) Стиралка. Начнем с того, что в невесомости еще никто ничего не пытался стирать (или наши космонавты и в этом преуспели? Laughing ) - тут требуется разработка принципиально новой машины, ее испытание, доводка и т.д. Кроме того это дополнительный расход чистой воды (или, тем паче, воздуха, в случае с воздушно-ионным исполнением) и электроэнергии. А что делать в случае ее отказа? Или, скажем, если вследствии аварии будет снижена выработка электроэнергии? Так что прачечной в космос дорога закрыта.
2) Вещи со временем изнашиваются и рвутся... Мало приятного возится с заделыванием прорех (даже если это будет самоклеющаяся пленка-заплатка).
Так что на мой вгляд, имеет смысл использование одноразовых вещей, изготовленных из материалов, допускающих максимально возможную перерабатываемость. Например, изготовить одежду из биоразлагаемых материалов. НО изделия из таких материалов надо защищать от "биологии", и тут не обойтись без неразлагаемой упаковки, которую тоже предстоит как-то утилизовывать (или, опять-таки, везти с собой).
Что касаемо способов утилизации:
Переработка. Предполагает наличие сложного комплекса перерабатывающего оборудования, что уже само по себе является ограничивающим фактором. В идеале, на входе мы имеем использованную одежду, упаковки от пищевых продуктов, а на выходе получаем то, что нам требуется в настоящий момент, например, одежду или синтетическую бумагу. Сложность реализации, энергетические затраты, массогабаритные характеристики не позволят в ближайшие 30-35 лет реализовать эту идею на прктике.
Хранение на первый взгляд представляет собой самый простой способ решения проблемы - ведь если на момент старта запасы занимали какой либо объем полезного пространства, то и после их использования они будут и весит столько же, и занимать отведенное для них место. Но опять-таки требуется обеспечение стерильности (по крайней мере, для упаковок от пищевых продуктов) и наличие пресс-камеры для отходов. Как вариант, возможно использование специальной антибактериальной упаковки, в которой обеспечивается безопасное хранение п/п вещей (в т.ч. из биоразлагаемых материалов).
Сжигание. Очень нехороший вариант. Во-первых, это огонь на борту. Ну невозможно предусмотреть все нештатные ситуаци! Во-вторых, для утилизации отходов потребуются кислород (которого никогда не бывает много) и горючее. В третьих этот вариант предполагает наличие на борту довольно сложной и относительно тяжелой (теплоизоляция) установки по сжиганию. Тут свова встает вопрос о надежности. И, наконец, что делать с продуктами горения? Это ведь не только газы (многие из которых биотоксичны), но и твердые фракции. Единственный выход - естественно, за борт. О проблема, возникающие при этом - см. ниже. Но тогда спрашивается, зачем расходуя дефецитные компоненты сжигать отходы, если можно отстрелить их и так?
Отстрел отходов - довольно сложная техническая задача: Во-первых, требуется минимизировать потери воздуха и воды при утилизации. Следовательно, необходимо наличие специального механизма для осушения и создания вакуума - иначе контейнер буде взрываться, оказавшись в космическом вакууме. Если этого не производить, потребуются специальные (прочные или просто с отверстиями) контейнеры, что опять-таки лишний вес. Как вариант, можно прямо на борту изготавливать их из упаковок - т.е. скажем, из упаковок от 3-х полотенец, пары носок, комплекта белья и пр. склеивается (посредством нанесенных на них клеевых полосок) один контейнер, в который как раз умещается суточное количество мусора. Плюс ко всему возникает сложность со шлюзованием (надежность, "защита от дурака") и, собственно, отстрелом, для осуществления которого также требуется рабочее тело (или электроэнергия - механическая или магнитная катапульты), например, возможен вариант отстрела при помощи сжатого газа.
Как вариант, можно предусмотреть комбинированную схему: отходы упаковываются в специальный контейнер, в специальном отделении которого уже находится пиросостав. При отлете на достаточное расстояние, контейнер самовоспламеняется. В принципе, контейнер подобной схемы можно использовать и при сжигании отходов в специальном отделении на борту - это позволит упростить схему (камера сгорания совмещена со шлюзовой), обеспечить независимость системы от запаса кислорода и горючего и повысить относительную безопасность.

Исходя из вышеизложенного, на мой взгляд, максимально простым и надежным является биопереработка (при наличии такой возможности, например, в оранжерее или при помощи ГМ микроорганизмов) максимально возможного количества отходов; неперерабатываемые отходы прессуются и находятся на борту (в специальных упаковках, исключающих развитие микроорганизмов) до окончания экспедиции.
Sparker



: 19.11.2007
: 8

: 12, 2007 1:12 pm     :

Биологические отходы можно средствами, которые перерабатывают их до 3%
Одежду под вакуумом сжать до 10%
Потом все это на марсе закопать Razz
Ночной Сторож



: 26.11.2007
: 82

: 12, 2007 3:47 pm     :

Сергей Апресов ():
Белье, носки, полотенца (все это одноразовое), упаковки от еды, отходы жизнедеятельности... Там вообще много всего одноразового. В принципе, если мы утащим все это с Земли, можно таскать с собой до конца полета. А можно постепенно облегчать корабль, экономя горючее.


Гммм... Я не понял, каким образом, просчитывая всерьёз замкнутые экологические системы, кто-то рассчитывает на одноразовые салфетки? Это, простите, логика похуже, чем "топить печь ассигнациями". :)

Ну хорошо, примем, что мусор БУДЕТ.

========================================
1 вариант
Если корабль идёт большую часть времени без тяги, а периоды коррекции орбиты малы по времени, очевидно выгодным является отделение очередного сформированного и тщательно взвешенного "пакета с мусором" ПЕРЕД коррекцией орбиты. Это решает не только задачу экономии топлива, но и задачу каталогизации орбит образованного космического мусора. :)

Значит - большую часть маршрута такой корабль тащит с собой ВСЮ массу отходов и мусора.

========================================
2 вариант
Если большую часть маршрута корабль идёт с тягой (ЯРД, ЭРД)
Весь мусор перерабатывается в плазму дополнительного, рассчитанного специально на такое "рабочее тело", тягового двигателя. Естественно, его удельный импульс будет ниже, чем у основных, зато газообразный итоговый мусор мы как-нибудь переживём. :)

Это позволит (при достаточной энерговооружённости) сэкономить рабочее тело основных двигателей.

========================================
3 вариант

Практически весь мусор ОБЯЗАН включаться в круговорот. Одноразовые "неперерабатываемые" элементы гигиены, упаковка от продуктов должны, например, использоваться для пополнения субстрата оранжереи.
========================================

Помимо "нормального мусора" есть ещё "продукты ремонта" - неисправные блоки, пыль от обработки материалов. Их придётся оставлять "до придумать как переработать". :)
_________________
уведена аська. 55319926 - невалиден.
новый номер - 383091334
Ночной Сторож



: 26.11.2007
: 82

: 12, 2007 3:51 pm     :

DIKKI ():
А какой состав отходов?
Какие ещё? Компьютерные игры в которые уже наигрались и фильмы "на DVD" которые уже насмотрелись? :roll:


Ну если кто-то додумается тащить ДВД диски с обложками... я такого человека не люблю.

Цифровая информация должна тащиться в нормальном цифровом виде (адекватно упакованные флешки).
_________________
уведена аська. 55319926 - невалиден.
новый номер - 383091334
:   
           www.go2mars.ru -> Быт : GMT + 4
1 1

 
 







Powered by hp © 2001, 2002 hp Group